Рама ( от англ. FRAME )
Если перед Вами стоит выбор какую раму покупать, следует знать побольше чем «это рама для стрита или флета». Для начала Вам надо определиться с материалом рамы. Вообще на моей памяти рамы попадались из трёх материалов:
- хроммолибден
- алюминий
- титан
Дальше Вам необходимо определиться с ростовкой рамы. Ростовка - это длина top tube( верхней трубы переднего треугольника ), она отмечена красным цветом на картинке 1. Длину рамы необходимо подбирать индивидуально «под себя», выбор должен напрямую зависеть от Вашего роста. На таблице 1 после статьи Вы можете ознакомиться с приблизительными пропорциями рост/длина рамы (попросту говоря какая длина Вам оптимальна с Вашим ростом. Длина может быть как 18 дюймов, так вплоть и до 22". Чаще всего, самая длинная рама в линейке производителя имеет длину 21,2" (21 и 2 десятых дюйма). Длиннее можно сделать в некоторых конторах индивидуально. И так, с длиной определились. Но в раме гораздо больше параметров, которыми она может отличаться от других. Рассмотрим некоторые из них:
1) Угол наклона подседельной трубы рамы(отмечена синим цветом на рисунке ). Очень непонятный мне критерий, никогда не обращал на него внимания. Выставляется производителем в зависимости от геометрии рамы. Я считаю, что при желании приобрести новую раму, стоит обращать внимание в первую очередь на ростовку(подробнее уже рассказано выше), длину перьев(отмечены жёлтым цветом на рисунке 1) и угол наклона рулевого стакана(самая крайняя правая часть рамы, на рисунке 1 ). Теперь о последних двух критериях подробнее, так как они напрямую влияют на исполнение некоторых трюков и вообще на то, как Вы себя будете чувствовать на велосипеде:
2) Чем дальше от 90 градусов угол наклона рулевого стакана, тем больше Ваш велик похож на харлей дэвидсон и тем сложнее будет bmx поставить в позу какого-нибудь трюка на переднем колесе (hang 5, nose manual).
Так, что, если Вы рассчитываете на то, что значительная часть вашего катания будет проходить на переднем колесе, то старайтесь выбирать раму, чтобы угол был ближе к 75 градусам.
3) Длина задних перьев рамы меняется примерно от 13" до 14 дюймов. На коротких перьях проще делать градусы и вообще вращаться, но велосипед ведёт себя менее стабильно на мэнуале. С длинными перьями бани хоп выдёргивается тяжелее. Несмотря на это, различия столь невелики, что их смогут почувствовать, наверное, только самые истинные гурманы углов наклона труб. В принципе, фразу «ко всему можно привыкнуть» никто не отменял. Дальше рассмотрим различия рам по высоте (длине подседельной трубы рамы).
- Низкие рамы удобны при выполнении таких трюков, например, как тейл вип(да и вообще при трюках, где надо убирать ноги с педалей).
- Высокие – отлично пригодны для барспинов. Дополнительный плюс «высокой» геометрии рамы заключается в том, что такие рамы ведут себя более стабильно и уверенно в полётах и прыжках. Но опять же, не стоит забывать, что в первую очередь трюк делает райдер, а не велосипед.
Брейклесс катание(отсутствие тормозов) стало настолько популярным, что производители выпускают рамы без креплений для тормозов, чтобы брейклесс райдеры не нагружали свои рамы лишним весом. Эти крепления ещё называют брейкмаунтами(на рисунке 3 они есть, а на рисунках 1 и 6 – их нет).
На рисунке 4 изображена часть рамы, укреплённая косынкой, так что если будете покупать раму с рук, и увидите возле рулевого стакана приваренную пластинку, не пугайтесь, что её приварил Дядя Ваня в подвале. Косынка – обычное дело в 2010 году. Правда, конечно, некоторые райдеры укрепляют самодельно рамы косынками, так что уточняйте наличие косынок в Интернете на сайтах производителей рам.
Далее о дропаутах рам(изображены крупным планом на рисунке 5):
Они бывают на 10 ось и на 14. 10 ось в основном используется для флет рам. Так что стритеры/дёртеры/паркеры смело берут себе раму с 14 дропаутами. Так же дропауты могут различаться не только отверстием под ось, но и толщиной стенок. Если Вы только учитесь скользить, или скользите много, то Вам следует присмотреть себе раму с усиленными, утолщёнными дропаутами.
Разные рамы могут иметь разные рулевые колонки и разные каретки. Подробнее про эти различия можно прочитать в статье про «Выбор вилки» и «Выбор шатунов».
Автор: Андреев Максим